Подготовка к школе

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству. Подготовка ребенка к школе не ограничивается умением читать и писать, владеть числами и решать примеры.  Для того  чтобы начало  школьного обучения послужило основой для нового этапа развития, ребенок должен быть готов к нему психологически и физически.

Неготовность ребенка к школе запоздало обнаруживается в неуспеваемости, отвлекаемости и сложности подготовки домашних заданий, повышенной школьной тревожности,  осложненной коммуникации с одноклассниками. Иногда эти трудности смягчаются к концу второго года обучения, но чаще сохраняются и надолго закрепляются.

Рассмотрение психологической готовности ребенка начинается с его личностной и социально-психологической подготовки – это готовность к принятию новой позиции- позиции школьника, а также умение общаться со сверстниками и взрослыми. В структуре интеллектуальной готовности  запас знаний должен быть усвоен в системе. Любознательность и желание узнавать новое приобретает особо важное значение для успеха школьного обучения.  Эмоционально-волевая готовность определяется способностями ребенка принимать учебную задачу, подбирать средства для ее решения, управлять своим поведением, стремлением преодолевать трудности в целях достижения результата, умением организовать рабочее место. Большое значение является мотивация ребенка  только на успех, а не на избегание неудачи.

Наша программа занятий по подготовке к школе построена таким образом, что на начальном этапе выявляются особенности психологического развития ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Диагностируется психологическая готовность ребенка к школьному обучению.  На основе полученных результатов выстраивается содержание заданий, которые способствуют  развитию  перечисленных выше компонентов готовности.

В программе:

— комплексная подготовка ребенка к школе: развитие речи, освоение фонемной структуры слова, увеличение словарного запаса,  графические навыки письма,  навыки счета,  формирование пространственных представлений с использованием разных систем ориентации (видимой и воображаемой), работа с учебной задачей и формирование содержательного отношения к ней, навыки логически мыслить и рассуждать;

— опыт успешного выполнения задания и вера в свои силы;

— умение выражать собственное мнение, аргументировать ответ;

— навыки собственной оценки своей работы;

— формирование познавательных мотивов обучения.

Программа занятий включает в себя 5 блоков:
Подготовка кисти к письму. Выполняя задания, дети не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление; учатся контролировать свою деятельность, выполнять поставленные перед ними учебные задачи, становятся более усидчивыми и старательными.
Математические ступеньки. Ребята учат цифры, обратный счет, тренируются в сложении и вычитании чисел.
Тренировка звуко-буквенного восприятия. Занятия направлены на развитие речи и осознание ребёнком такого непростого для него алгоритма «образ — звук — буква». Обогащение активного словаря. Обучение грамматически правильного употребления речи. Развитие слоговой структуры слова.
Тренировка логического мышления. Занятия способствуют развитию  концентрации внимания. В процессе занятий дети получают возможность думать, логически рассуждать, учатся анализировать.
Овладение техникой чтения с учетом плавного нарастания сложности текстов и осмысленного понимания речевого материала.